Краудинвестинг, или акционерный краудфандинг — альтернативный финансовый инструмент для привлечения капитала в стартапы и предприятия малого бизнеса от широкого круга микроинвесторов.

Ключевое отличие краудинвестинга от краудфандинга в том, что инвесторы получают долю в акционерном капитале компании и риск потери вложений. При этом размер возможной прибыли не зафиксирован, как это происходит при родственном виде кредитного краудфандинга — равноправном кредитовании (peer-to-peer lending). Краудинвестинг является альтернативным финансовым инструментом для финансирования новых предприятий, не имеющих достаточной кредитной истории или убедительного бизнес-плана для банка.

Механизм акционерного краудфандинга наиболее привлекателен для нетехнологических предприятий, которым необходимы небольшие инвестиции для запуска или расширения бизнеса, но при этом они не интересны венчурным фондам и бизнес-ангелам, специализирующимся на инвестициях в IT-проекты.

В случае технологических стартапов краудинвестинг может «закрыть» этап развития, когда уже есть работающий прототип и получено первичное финансирование, но для дальнейшего развития необходимы дополнительные инвестиции в размере $0,5-1 млн: компания ещё не подходит под критерии венчурного фонда, а для бизнес-ангелов это уже достаточно большие вложения.

В большинстве случаев привлечение средства происходит через специализированные краудинвестинговые платформы. Деятельность этих площадок от страны к стране имеет свои особенности, учитывающие местное законодательство. Некоторые площадки проводят предварительную оценку проектов; некоторые площадки лишь сводят компании и инвесторов, другие, наоборот, выступают единственным держателем доли инвесторов в профинансированном предприятии. Широко распространён формат, когда в компании, представленную на площадке, также вкладывают профессиональные инвесторы и бизнес-ангелы.